. в 13:00 | Контактные телефоны: 940-95-74, 695-99-73 ул. Новый Арбат, 15, офис/комната 2416
 
Карта СМИ
Постоянный адрес:
http://karta-smi.ru/events/6822

Адрес: ул. Новый Арбат, 15, офис/комната 2416
Город: Москва
Дата: 21/01/2010
Начало: в 13:00 | Контактные телефоны: 940-95-74, 695-99-73
ул. Новый Арбат, 15, офис/комната 2416 
Направление: Юриспруденция | Общество
Тип: круглый стол
«Введение института частичной дееспособности в России: обсуждение теоретических и практических проблем»

Существующий в российской правовой системе институт недееспособности опирается на устаревшую советскую концепцию «все или ничего»: либо полная дееспособность, либо полная недееспособность. В случае признания гражданина недееспособным он автоматически утрачивает большинство своих прав, включая право принимать решения не только в отношении своего имущества, но и в отношении лечения, места жительства, участия в выборах, доступа в суд. Практика показывает, что в реальности степень неспособности принимать самостоятельные решения в силу психического расстройства проявляется у каждого человека индивидуально, в связи с чем многие из тех граждан, кого признают недееспособными, сохраняют способность принимать решения в отдельных сферах жизни. В ряде случаев для эффективного решения тех или иных вопросов повседневной жизни гражданин нуждается не столько в том, чтобы эти вопросы решал за самого гражданина опекун, а скорее в том, чтобы гражданину была предоставлена помощь в самостоятельном принятии решений. Между тем, существующая в России система опеки не предусматривает таких механизмов.

В результате складывается ситуация, когда ограничение прав недееспособных граждан фактически означает их гражданскую смерть, поскольку недееспособность не столько усиливает защиту, сколько приводит к повседневному нарушению прав лиц, имеющих психические проблемы. При этом сами недееспособные граждане не имеют никаких эффективных средств защиты своих прав, поскольку закон запрещает им обращаться в суд.

Необходимость реформы института недееспособности и опеки является не только пожеланием правозащитных организаций, но и прямо вытекает из международных обязательств Российской Федерации: несоответствие существующей системы требованиям Европейской Конвенции по правам человека было признано Европейским Судом по правам человека в решении по делу Штукатурова в 2008 г. В октябре 2009 г. Комитет ООН по правам человека в своих заключительных замечаниях относительно периодического доклада Российской Федерации также указал на необходимость радикального пересмотра практики лишения граждан дееспособности. Такой же подход признан в ст. 12 Конвенции ООН по правам инвалидов, подписанной Российской Федерацией. Планируемая ратификация этой конвенции приведет к необходимости приведения института опеки в соответствие с международными стандартами прав человека, и, соответственно, к отказу от института полной недееспособности. Наконец, необходимость подобной реформы была признана участниками круглого стола под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в мае 2009 г.

Опыт других стран постсоветского пространства показывает, что возможны различные подходы к реформированию системы опеки для приведения ее в соответствие с международными стандартами прав человека. Вместе с тем, особенности правовой системы каждого государства не позволяют скопировать какую-либо модель, что обуславливает необходимость тщательного изучения как самих юридических подходов к проведению реформы, так и ее последствий с точки зрения усиления защиты людей с нарушениями психического здоровья.

Вместе с тем, на данном этапе сложность реформы института недееспособности и новизна данной проблематики требуют не столько детального исследования всех юридических тонкостей изменения конкретных законоположений, сколько обсуждения концептуальных подходов к введению института частичной недееспособности, а также иных мер защиты людей, неспособных принимать самостоятельные решения.

В рамках круглого стола предлагается обсудить следующие вопросы:
Необходимость сохранения института полной недееспособности.

Понятие частичной/ограниченной недееспособности и возможность регулирования «степеней» дееспособности.

Каким образом должны определяться сферы ограничения прав гражданина: путем указания в законе или судом?

Необходимость закрепления прав гражданина, не подлежащих ограничению в случае утраты дееспособности.

Продолжительность утраты дееспособности и необходимость периодического пересмотра такой меры.

Специальные меры защиты уязвимых лиц как альтернатива ограничению дееспособности.

Необходимость ограничения полномочий опекуна.

Участники круглого стола:
Казьмина Майя Михайловна – заслуженный юрист России, Председатель Союза Юристов Москвы;
Толмачев Александр Васильевич – доктор юридических наук, проф., член Правления Союза Юристов г.Москвы;
Зубов Игорь Николаевич – доктор юридических наук, проф., генерал-полковник милиции в отставке, ех-заместитель министра МВД;
Халиков Фанис, юрист Гражданской комиссии по правам человека
Мальчикова Татьяна, президент Гражданской комиссии по правам человека
Аргунова Юлия Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, советник юстиции, руководитель юридической службы НПА России;
Кольбич Лада Эдуардовна – юрист-правозащитник, исполнительный директор союза «Гражданское общество – детям России»;
Неведомская Лидия Евгеньевна – кандидат философских наук, психолог, теолог.

Для прохода в здание на первом этаже в бюро пропусков необходимо предъявить паспорт или редакционное удостоверение и сообщить, что вы собираетесь пройти в Союз юристов Москвы. Подняться на третий этаж и на лифте до 24 этажа.