С первых дней 2019 года страна начала переходить к новой системе обращения с мусором. Как россияне пережили первый месяц реформирования «мусорной» отрасли, рассказал эксперт рынка ЖКХ, руководитель инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александр Костюков.
Новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами отразились на жизни россиян в 69 регионах страны. Реформа была вызвана неудовлетворительной экологической ситуацией с утилизацией бытового мусора. Вводя реформу, россиянам пообещали своевременную и качественную услугу по вывозу бытового мусора, ликвидацию несанкционированных свалок, новую систему ответственности для нарушителей и даже новую отрасль по переработке твердых коммунальных отходов.
Однако оказалось, что первый месяц реформы не везде прошел одинаково удачно. После новогодней ночи мусорные контейнеры оказались переполненными, а у кого-то они вообще исчезли. Первыми впечатлениями о реформе делится эксперт рынка ЖКХ Александр Костюков.
Региональные операторы, которые с началом реформы стали отвечать за вывоз отходов и их утилизацию — это, в основном, новые игроки на рынке. Комментируя ситуацию первого месяца 2019 года, Александр Костюков допускает, что регионы России сегодня можно разделить на две основных категории: в которых «мусорные» операторы смогли договориться о сотрудничестве со старыми мусоровывозящими компаниями, ставшими подрядчиками, и в которых не смогли.
Так, в Самарской области часть мусоровывозящих компаний получила от нового регионального оператора не совсем рыночное предложение о подряде, предпочли ликвидироваться, а мусорные контейнеры из дворов жилых домов исчезли. В Красноярске в левобережной части города после празднования Нового года мусор не вывозили несколько дней, а «мусорный» оператор оправдался тем, что ему не знаком фронт работ. В Волгоградской области из-за завалов мусора вообще призывали ввести режим чрезвычайной ситуации. В Калининграде оператор выставил квитанции по устаревшей базе данных потребителей. А в Оренбуржье срочно закупили 10 тысяч новых контейнеров, но и этого количества не хватило для наведения порядка.
По словам Александра Костюкова, в России немало регионов, где перебоев с вывозом мусора в новом году зафиксировано не было. Это Хакассия, Ульяновская, Новосибирская области и другие регионы. Там власти заранее провели детальную подготовительную работу. Сказалось и то, что 16 регионов России начали «мусорную» реформу еще в 2018 году, к новогодним катаклизмам там уже было все «отрепетировано». В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — «мусорная» реформа отложена до начала 2022 года, уточняет Костюков.
Но не все субъекты РФ успели к 1 января 2019 года выстроить нужную систему: отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установить экономически обоснованные тарифы, объяснить изменения населению. По этой причине в конце 2018 года Госдума предоставила таким регионам отсрочку до 2020 года. Среди них, например, Омская, Владимирская и Курганская области, Забайкальский край.
С появлением в каждом регионе «мусорного» оператора появилась задача заключения договора на обращение с твердыми коммунальными отходами.
По Жилищному кодексу, объясняет Александр Костюков, исполнителем коммунальной услуги до сих пор остается управляющая организация. Эта норма закона не отменена, она действующая. В то же время действуют нормы закона о «прямом» договоре между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Обращение с твердыми коммунальными отходами подпадает под их действие, и получается, что за действия регионального оператора перед жителями многоквартирных домов по-прежнему отвечает управляющая организация, хотя по факту она теперь мусор не вывозит и это теперь зона ответственности «мусорного» оператора.
Обеим сторонам договора по вывозу отходов дается возможность перейти на прямые договора, но установлена определенная процедура, уточняет Александр Костюков. Заявление на заключение договора «мусорному» оператору должны подать или собственники квартир, или управляющая организация. В этом случае заявление должно быть рассмотрено не позднее 15 дней. Но и сам «мусорный» оператор может направить в адрес собственника или управляющей компании оферту в форме уведомления.
При отсутствии договора между региональным оператором и управляющей организацией договор на оказание услуг считается заключенным между оператором и каждым из собственников помещений в многоквартирном доме, причем — напрямую.
Эксперт уточнил, что к новым правилам применимы нормы, предусматривающие заключение договоров, выраженных не в форме устного или письменного волеизъявления, а в поведенческих актах, которые однозначно подтверждают желание гражданина установить определенные правоотношения.
Представьте, что между «мусорным» оператором и потребителем ранее отсутствовал договор на оказание услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов. Но первая из сторон услугу предоставила, а вторая ее оплатила, тем самым по умолчанию подтвердив свое желание пользоваться этой услугой, приводит пример Александр Костюков.
Говоря о стоимости, которую потребители теперь будут платить за вывоз мусора, Александр Костюков обратил внимание на изменение методики расчетов. При старой системе стоимость платежа рассчитывалась от площади квартиры. Теперь же плата будет взиматься от количества прописанных в квартире жильцов.
Для примера, Екатеринбург. Там ежемесячную ставку по обращению с твердыми коммунальными отходами утвердили в размере 148,62 рубля с каждого проживающего в квартире человека. Семье из трех человек, таким образом, нужно платить по 578,43 рублей в месяц за утилизацию своих бытовых отходов. А у тех, у кого есть дача в деревне, — еще по 132,57 руб. в месяц. За год вышеупомянутая семья обязана будет отдать «мусорному» оператору около 7000 рублей.
В феврале потребители начали получать квитанции с новой строкой, и люди не понимают суммы. Для нормализации эмоционального фона желательно допустить общественных экспертов к публичному обсуждению «мусорного» тарифа, норм накопления отходов и дать возможность потребителям контролировать качество услуг.
Заканчивая анализ, Александр Костюков признал, что понадобится еще немало времени, пока жители увидят положительные изменения.
Многим еще предстоит осознать, что обязанность содержания контейнерной площадки, как общедомового имущества, осталась на собственниках. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами только с момента загрузки мусора в мусоровоз.
Среди трудностей, которые вынуждена преодолевать «мусорная» реформа, – отсутствие достаточной разъяснительной работы среди населения.