За день до ежегодного послания Президента Федеральному собранию Председатель Правительства Дмитрий Медведев пообщался с российскими губернаторами. Региональным властям поставили задачу пересмотреть финансовые отношения с населением в рамках начавшейся 60 дней назад «мусорной реформы». О причинах таких задач от руководителя российского Правительства рассказывает эксперт рынка ЖКХ, руководитель инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александр Костюков.
С 2015 года в России началась «мусорная реформа», смысл которой заключается в комплексном подходе к сбору и безопасной утилизации твердых коммунальных отходов населения. Конечная стоимость определяется в каждом отдельном регионе с учетом транспортных расходов и инвестиционной составляющей на строительство заводов по переработке бытового мусора. Кроме того, конечная стоимость услуги для населения рассчитывается, исходя из количества зарегистрированных граждан в квартире/в жилом доме и норматива накопления твердых коммунальных отходов на человека. Ряд регионов установили плату за твердые коммунальные отходы, исходя из площади жилого помещения и норматива накопления на квадратный метр площади.
Федеральный центр перед запуском реформы сделал все от него зависящее для успешного старта. Но реформу реализовывают сами регионы и результаты надо спрашивать с регионов, считает эксперт рынка ЖКХ, руководитель инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александр Костюков.
Многие отмечают перестраховку регионов во время утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и об отсутствии опыта у новых игроков рынка. Регионы утвердили несоразмерные тарифы и нормативы накопления твердых коммунальных отходов, казалось бы, при одинаковых условиях ведения бизнеса и выполнения поставленных задач перед оператором. В результате, потребители в феврале этого года получили увеличенные в несколько раз (по сравнению с декабрем 2018 года) счета за вывоз мусора.
Цифры сильно отличаются в зависимости от региона. По информации аналитиков, самым дорогим вывоз мусора стал для жителей Московской области. Здесь установлен большой норматив накопления мусора и высокие расценки услуг региональных операторов. Каждый «отходообразователь» платит здесь около 3062 рублей в год. В Ленинградской области, за вывоз отходов платят по 2845 руб. с человека в год, на Камчатке — 2645 руб., в Дагестане — 390 руб., в Приморском крае — 227 руб.
Александр Костюков уверен, что для снижения градуса негативного восприятия реформы, чиновникам, экспертам, специалистам сегодня необходимо выходить в народ и объяснять смысл реформы, несмотря на то, что публичный разговор может затянуться на часы, и при этом все стороны останутся недовольными.
- Да, непросто донести информацию о планах преобразования в отрасли и о том, когда жители могут увидеть результат, считает эксперт Костюков. - Но объяснить, какой порядок расчета платы за твердые коммунальные отходы установлен в регионе, возможно. Людям сейчас важно понять, как начисляется плата за твердые коммунальные отходы. У разных операторов могут быть разные схемы расчета.
Регуляторы могут установить порядок расчета платы за вывоз отходов по двум схемам: новой «подушевой» или старой «из метража». Например, в десяти районах Самарской области плата взимается «из метража» жилья по 4,54 руб. за кв.м. На остальной территории той же области — «подушевая» система. В Пензенской области аналогичная ситуация, при этом разброс цен составляет 2,87-3,64 руб. за кв. м и 79,87-98,5 за человека.
По мнению эксперта Александра Костюкова, хорошим выходом в разъяснительной работе может стать скрупулезное изучение экологической карты каждого населенного пункта и донесение до населения самых горящих тем.
Экологи отмечают, к настоящему времени в России возникли серьёзные проблемы из-за нарушения правил эксплуатации мусорных полигонов, касающиеся в первую очередь жителей прилегающих к этим полигонам территорий. Сначала замечали запахи, потом начали делать анализы, выяснили, что происходит высокотоксичное загрязнение, во многих случаях запредельное. Экологи подсчитали, что сильно загрязнены Москва и Подмосковье, трудно в Башкирии, в Поволжье, в Татарии, в Пермском крае, где земля сильно загрязнена диоксинами. По данным Минприроды, ежегодно в России образуется более 70-90 млн тонн твердых коммунальных отходов, а перерабатывается и утилизируется пока всего 5-7%. Несанкционированных свалок насчитывается более 22 тысяч.
19 февраля Дмитрий Медведев обсудил с губернаторами их персональную ответственность за дискредитацию «мусорной реформы». При этом регионам, которые еще не приступили к реформе, было рекомендовано поторопиться.
«Нужно стремиться к тому, чтобы люди не переплачивали, — это ключевая задача. Для этого региональные и муниципальные власти должны внимательно пересмотреть нормативы накопления отходов», — сказал Медведев. Глава Правительства отметил, что определить, сколько мусора приходится на каждого человека, — задача сложная, однако нужно ее решить и сделать все возможное для того, чтобы население не переплачивало за его вывоз.
Эксперт отрасли ЖКХ, руководитель инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александр Костюков, комментируя слова Медведева о расчетах норматива накопления, подтвердил, что это очень трудоемкая задача, которая, скорее всего, будет решаться опытным путем.
Разница в тарифах даже в пределах одного региона объясняется качеством инфраструктуры по захоронению и переработке мусора, удаленностью полигонов от населенных пунктов. Однако нужно помнить о «перестраховочном» характере утвержденных тарифов, а значит, их есть куда снижать. Жаль только, что региональные операторы вправе пересматривать свои тарифы раз в год.
Говоря об ответной реакции регионов на требование Медведева, Александр Костюков считает, что самостоятельно регионы могут решиться на снижение стоимости вывоза твердых коммунальных отходов не более, чем на 10%. По этой причине, федеральный центр и пошел на «замораживание» платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов. Таким образом, размер платежей до 2023 года будет держаться на уровне 2018 года и составлять 95 рублей на одну тонну твердых коммунальных отходов. Однако, это почти все, что сейчас может сделать центр. Остальное находится в руках регионов.
— Можно отменить на региональном уровне НДС для «мусорных» операторов, подключить общественных контролёров, выставить камеры наружного наблюдения, даже — пешие посты, но, все-таки, добиться цели и вычислить справедливый уровень норматива накопления твердых коммунальных отходов. Установить справедливые цены для населения, — говорит Александр Костюков. – это наша общая цель! А если регион введет раздельное накопление мусора, то граждане смогут рассчитываться с регоператорами по факту вывоза мусора. Только совместная работа чиновников и специалистов может позитивно сказаться на тарифах для населения в течение ближайших месяцев.