Автомобилистов регулярно пугают ужесточениями наказаний за незаконный тюнинг. На самом деле всё куда проще.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» не менялся с 2018 года и по-прежнему содержит подробнейший список изменений конструкции, которые не допускаются без получения одобрения в испытательной лаборатории и регистрации в ГИБДД.
Если конструкция автомобиля изначально предполагает установку какого-либо оборудования и само оно не самодельное, а сертифицированное, то никаких проблем у водителя не возникнет. Но если документов на новую деталь нет, инспекторы ГИБДД вправе выписать нарушителю штраф 500 рублей по ст. 12.5.1 КоАП. А ещё машина с изменениями не сможет пройти техосмотр, что стало особенно актуальным после вступления в силу изменений в процедуру получения диагностической карты. Разбираемся, из-за каких безобидных, на первый взгляд, изменений есть риск не пройти ТО или получить штраф.
Шторки и сетки на стёклах
Затеняющие сетки на стёклах автомобилисты используют как альтернативу тонировке. С одной стороны, удаётся скрываться от посторонних глаз, а с другой — не опасаться того, что придётся отдирать такой тюнинг на каком-нибудь перекрёстке по требованию сотрудника ГИБДД. Только вот наказывают водителей таких автомобилей точно также, как и любителей глухой тонировки, — штрафом в 500 рублей и предписанием устранить дефект.
Нарушение вроде не самое ужасное, но проблемы у водителя могут быть теми же, что и с плёнкой. Потому что теоретически навесные шторки и сеточки тоже мешают обзору, из-за чего водитель рискует неправильно оценить свой манёвр или же не заметить пешехода на обочине. Единственный плюс: «устраняется» такое нарушение очень быстро.
Прозрачная бронеплёнка
Оклейка всех стёкол и фар прозрачной плёнкой для защиты от сколов тоже будет считаться нарушением.
«Автомобильные стёкла устроены так, что при ударе они рассыпаются на мелкие кусочки. Сделано это для того, чтобы защитить от ранений крупными осколками сидящих в машине и дать им возможность выбраться, если двери заклинит, — объяснил представитель аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко. — Если обклеить такой плёнкой стёкла, то при ударе они могут остаться на своём месте, а пассажиры и водитель окажутся в ловушке».
А прозрачная плёнка на фарах со временем мутнеет и заметно снизит эффективность световых приборов. Инспекторы ГИБДД такое улучшение вряд ли заметят, да и штрафа за такие наклейки, по сути, не предусмотрено. Зато техосмотр, если такая оклейка не предполагается заводской спецификацией, успешно пройти не удастся.
Мигающие фары и фонари
Любители тюнинга иногда устанавливают на автомобили светотехнику, которая постоянно мигает: мерцающими лампочками украшают и переднюю оптику, и стоп-сигналы. Такие устройства продают в интернет-магазинах под лозунгами «повышения видимости автомобиля» и «улучшения безопасности дорожного движения».
На деле всё получается совсем наоборот. Нестандартное оборудование может ввести в заблуждение автомобилистов или ослепить их. В конце концов, ставшие вдруг популярными у таксистов мигающие стоп-сигналы просто раздражают окружающих.
К тому же в списке допустимого стандартного оборудования такой оптики нет, и узаконить их не получится. На этом основании в ГИБДД также имеют полное право оштрафовать на 500 рублей и потребовать устранить нарушение. Техосмотр с таким, разумеется, тоже не пройти.
Устройства, похожие на спецсигналы
Конструкции, напоминающие мигалки, можно встретить не только на крыше автомобиля. Их крепят, например, за решёткой радиатора или под капотом. Но это незаконно и грозит не только штрафом, но и лишением прав. Так же, как и безобидные игрушки, имитирующие звуки спецсигналов.
Если инспектор ГИБДД задержит водителя такого автомобиля в момент, когда горели маячки, то нарушителю будет грозить лишение прав на срок от полутора до двух лет с конфискацией устройства. Если мигалки работать не будут, то наказание предусмотрено чуть мягче — лишение от года до полутора лет.
Дополнительная светотехника и нештатные фары
Водители нередко устанавливают в фары своих автомобилей ксеноновые или диодные лампы с благородной целью: чтобы лучше освещать дорогу. Но просто вставлять в оптику произвольные световые элементы нельзя.
«Неправильно установленный ксенон начнёт ослеплять встречных водителей. Ведь у таких устройств сразу меняется фокусное расстояние и светораспределение, – объясняет Пархоменко. – Ещё могут расплавиться отражатели, которые чаще всего пластиковые».
Это же касается галогеновых ламп повышенной мощности – нельзя ставить то, на что не рассчитан отражатель фары. Увеличение освещённости будет лишь субъективным, а световой поток при этом формируется неправильно и слепит других участников движения.
Единственный законный способ такого тюнинга — полная замена фар с последующим получением одобрения изменений в конструкцию. Тем же путём придётся пойти, если понадобятся нештатные противотуманные фары. Изделия из магазина запчастей, прикрученные к бамперами, решётке радиатора или на крышу, незаконны.
«Проведение процедуры внесения изменений в конструкцию в таком случае обязательно», – предупредили в ГИБДД.
Багажник на крыше
Если конструкция автомобиля не подразумевает специальные места для размещения багажника, устанавливать его самовольно запрещено. Поэтому перед расширением грузовых возможностей своей машины придётся обратиться в специализированную лабораторию и узнать о возможности внесения таких изменений в конструкцию.
«Если в автомобиле есть рейлинги и любые другие крепления для багажника, то установить его, конечно, можно и ничего регистрировать не надо, – объяснил Пархоменко. – Главное, чтобы и сам багажник был не кустарным, а лицензированным. То есть производитель должен гарантировать безопасность такого багажника. Установка самодельных багажников без согласования запрещена, а получать единичный сертификат на самодел не имеет смысла».
Проще говоря: можно ставить фирменный багажник на штатные места, и никакой кустарщины!
Спойлеры и кенгурятники
Замену повреждённого бампера на сертифицированный нельзя считать изменением в конструкцию. Но если при этом к бамперу добавить нештатный навесной элемент — это существенно меняет дело. Такой автомобиль должен пройти процедуру согласования, поскольку изменения теоретически могут повлиять на безопасность окружающих и водителя.
«Также запрещена установка любых предметов, выходящих за передний контур автомобиля. Например, кенгурятник, — отмечает глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. — Эти металлические конструкции ставят не только джиперы, некоторые ими тюнингуют простые легковушки вплоть до Hyundai Solaris».