Жизнь после COVID: пандемия сделала российскую медицину сильнее
Компания: Медиагруппа Комсомольская правда
Организаторы здравоохранения рассказали, как сложный год изменил жизнь пациентов и врачей, и что делать, чтобы пройти реабилитацию после коронавируса по ОМС
Пандемия коронавируса стала самым серьезным вызовом, с которым человечество столкнулось в XXI веке. Если уж не сама болезнь, то ограничения и сложности, связанные с ее «нашествием», коснулись каждой российской семьи. Многим пришлось пересмотреть свои приоритеты, режим работы, отношение к здоровью и семье. На передовой перемен оказалась система здравоохранения. О том, чему научил год пандемии нашу медицину, и чего ждать в ближайшее время, врачи и эксперты рассказали в рамках нашего традиционного мероприятия «Деловая пятница» с ведущей Марией Бачениной.
Участники дискуссии:
- Наталья Петровна Санина, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья
- Ольга Владимировна Царева, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования
- Ольга Владимировна Вострикова, председатель Международного союза помощи и поддержки пациентов
- Хачатур Михайлович Кургинян, заместитель главного врача по хирургии Клинического госпиталя на Яузе, член исполнительного Совета Ассоциации флебологов России.
До и после
Пандемия обрушила привычный образ жизни миллионов людей и буквально разделила мир на до и после. За каких-то несколько месяцев изменилось все: мы оказались заперты в своих странах, городах и даже квартирах. И самое страшное, даже медики изначально не знали точно, что нас ждет впереди. Но накопленный в ходе пандемии опыт в итоге привел не только к глобальным выводам, но и к конструктивным решениям.
- Мы прошли все этапы борьбы с вирусом, которые были очень сложными, но в итоге были очень важными и нужными. Сейчас по каждому пункту мы делаем выводы. Основной удар пришелся на первичное звено, мы увидели проблемы с оснащенностью и сейчас проводим модернизацию – закупаем новое оборудование, которое позволит оказывать качественную медицинскую помощь, формируем базу средств защиты, чтобы они всегда были в наличии, - говорит первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Наталья Санина. - Еще один важный вывод - каждый врач, независимо от своей специализации, должен уметь работать с опасными инфекциями. И каждый должен максимально эффективно применять свои знания. Так, во время пандемии в Московской области на базе клинической больницы Подольска было организовано 15 тысяч консультаций в онлайн-режиме. Мы активно привлекали узких специалистов, но сейчас понимаем, что часть обращений по организационным вопросам мог принимать и средний, младший медицинский персонал. Также мы пришли к выводу, что сокращения инфекционных коек быть не должно.
В самом начале пандемии мало кто понимал, с чем мы имеем дело - как лечить коронавирус. И это касалось как государственной, так и частной медицины.
- Первые 3-4 месяца врачи просто не знали, как работать, но потом мы адаптировались, начали получать информацию. В этом плане проблем не было – государство и руководители частных клиник работали быстро и сообща. Ну а дальше пошла адаптация пациентов – к лету люди стали думать, что пора бы сходить к врачу. Уже летом мы максимально сумели сжиться с ковидом, у нас возродились офлайн-форматы общения, стали проводиться конференции, - вспоминает заместитель главного врача по хирургии Клинического госпиталя на Яузе, член исполнительного Совета Ассоциации флебологов России Хачатур Кургинян.
На всем протяжении пандемии вопросов было больше, чем ответов: кому и какие препараты назначать? Какой должна быть профилактика болезни? Приходилось в экстренном порядке налаживать образовательную и просветительскую работу с врачами на разных уровнях.
- В крупных регионах между врачами было налажено взаимодействие в онлайн-режиме: перед докторами выступали все ведущие специалисты, они давали рекомендации, потом эти рекомендации регулярно обновлялись. Из двухсот страниц документа доктора должны были сделать краткую выжимку и вынести самую суть, чтобы знать, как лечить больного, - добавляет Наталья Санина. - Но в целом появилось очень много разных методик и рекомендаций о том, как нам справляться с инфекцией. И это поможет нам в том случае, если возникнет угроза третьей волны или борьбы с новыми штаммами коронавируса. Ситуации могут быть разные, но они заранее должны быть продуманы.
Плюсы пандемии
Пандемия стала серьезным вызовом для медицинского сообщества и органов власти, но она принесла и позитивные изменения. В медицину активно стали внедряться цифровые технологии, развивается телемедицина. Изменения коснулись и врачей, и пациентов.
- До пандемии «врач» ассоциировалось со словом «убийца», а сейчас парадигма поменялась: врачей называют героями, спасителями. И это хорошо, нам нужен такой образ. А еще пандемия прочистила ряды медперсонала – те люди, которые не были готовы встать на защиту, они ушли из медицины, остались только те, кто действительно готовы стоять на страже здоровья, - добавляет Ольга Вострикова.
Безусловно, есть и проблемы. Из-за пандемии в клиниках были отменены плановые приемы, но даже когда возможность посетить врача появилась, многие все равно не спешили обращаться к медикам – боялись заразиться. Поэтому сейчас пациенты нередко приходят на прием с уже запущенными заболеваниями. Но и здесь можно найти решение.
- Вместе с департаментом здравоохранения Москвы проводятся встречи на онлайн-площадках, на которые мы приглашаем врачей и просим их понятным и простым языком рассказать о болезнях, ответить на вопросы. Происходит самообразование пациентского сообщества и населения. А врач вынужден регулярно получать новые знания, чтобы суметь ответить на самые актуальные вопросы пациента. И можно сказать, что толчок этому тренду дала пандемия, усадив нас перед экранами компьютеров и смартфонов, - говорит Ольга Вострикова.
Есть, конечно, и оборотная сторона медали: когда человек больше знает и понимает, врачу приходится прилагать больше усилий, чтобы донести до него информацию.
- Мы постоянно общаемся с нашими докторами, обсуждаем кейсы, моделируем ситуации, которые могут возникнуть в общении с пациентами. Доктора обучены, но пациенты разные, и шаблоны не всегда могут помочь наладить общение, - говорит Хачатур Кургинян.