Как увеличить экономическую отдачу от бума внутреннего туризма: советы профессионалов
Компания: Медиагруппа Комсомольская правда
На конференции в «Комсомольской правде» представители индустрии гостеприимства поделились своими лучшими наработками
Туризм в нашей стране долгое время фактически сводился к курортам Черного моря. О недоинвестированности отрасли наглядно говорит такой факт: по итогам 2019 года Россия занимала 158 место из 191 страны мира по доле туризма в ВВП.
Однако в последние три года ситуация начала стремительно меняться, чему способствовали как всем известные глобальные события, так и кратно возросшая поддержка государства сферы гостеприимства. О буме внутреннего туризма сегодня знает каждый. Особенно важно это в нынешних экономических реалиях: именно доходы от туризма дают такую необходимую подпитку бюджету и бизнесу во многих регионах страны. На конференции «Трансформация бизнеса в новых условиях: индустрия гостеприимства», прошедшей в медиагруппе «Комсомольская правда», профессионалы отрасли поделились теми инструментами, которые позволяют сегодня повышать эффективность бизнеса.
Технологический прорыв
Одним из самых ярко выраженных трендов последних лет в туризме стала растущая значимость технологических решений, будь то цифровые платформы-агрегаторы или мобильные приложения, виртуальные гиды или продвинутая аналитика клиентских запросов. Понятно, что индустрия гостеприимства и IT-индустрия изначально предполагают совершенно разные компетенции. Осуществить их синергию призвана Ассоциация технологического туризма, рассказал ее исполнительный директор Сергей Силевич:
- На нашей площадке мы стремимся объединить туристические и технологические компании. В первую очередь как раз для того, чтобы можно было вместе обсудить запросы отрасли и найти нужные решения, - отметил он.
Ассоциация готова оказать помощь компаниям из гостиничного бизнеса в том, чтобы найти на рынке IT-решение под конкретные запросы, а также привлечь необходимые ресурсы для решения возникших проблем: от экспертизы до привлечения инвестиций.
Одним из направлений деятельности в рамках Ассоциации может стать упрощение получения для туристических организаций государственной поддержки, добавил Силевич. На конференции напомнили, что только за последнее время в отрасли было введено более 70 мер поддержки.
На страже репутации
Об одном конкретном информационном направлении, которое становится с каждым годом все более актуальным, рассказал управляющий партнер консалтинговой компании Prognosis Сергей Сбитнев. Речь идет об управлении репутацией туристической компании в интернете:
— По различным опросам от 24% до 39% путешественников выбирают отель, основываясь на отзывах в интернете, — рассказал он. — При этом отзывы приходят из различных источников — от стойки ресепшен в самой гостинице до социальных сетей и откликов в популярных рекомендательных сервисах. Мы предлагаем услугу по сведению всех отзывов в одном месте и, главное, возможность через нашу систему непосредственно взаимодействовать с людьми, которые пишут эти отзывы. Ни для кого не секрет, что работа с негативными отзывами так же важна, как и с позитивными. И здесь мы предлагаем помощь в оперативном реагировании на кризисные инфоповоды. Многим знакома ситуация, когда приезжает селебрити и случается неприятность, которая тут же оказывается в блоге звезды. В течение 10 минут мы найдем негативный пост, оценим его и покажем вам, а также оперативно запустим экстренное реагирование.
Челябинские «изюминки»
В режиме видеомоста на конференции «Комсомольской правды» выступили представители индустрии из Челябинской области. В прошлом году число туристов в регионе составило около 4 миллионов человек, и более половины из них приехали из соседних областей Уральского федерального округа, сообщил генеральный директор Центра проектного развития территорий и туризма Челябинской области Максим Мельников.
- Наша основная специализация – это природный туризм. 10 процентов территории Челябинской области – это заповедные охраняемые природные территории. С одной стороны, это наше преимущество, но с другой, некий сдерживающий фактор в плане ведения хозяйственной деятельности на этих территориях. Этот вопрос требует большого межведомственного взаимодействия. Дискуссии уже начались в профильных комитетах Госдумы. Мы хотели бы, чтобы и профильные ФОИВы подключились. Необходимо на законодательном уровне заключить понятие экологического туризма, экологических троп, - сказал Мельников.
В Челябинской области много достопримечательностей, интересных гостям со всей России. Это и национальный парк Таганай, и сплавы по рекам Ай и Юрюзань, и озеро Тургояк, на территории которого расположен один из лучших курортов региона клуб-отель «Золотой пляж», и историко-культурный заповедник Аркаим, и горнолыжные курорты «Солнечная долина» Завьялиха, Аджигардак, «Евразия».
Президент национального парка Тургояк Олег Сиротин предложил объединять уральские курорты в единую систему. «Только в этом случае мы сможем быть конкурентоспособными с лучшими мировыми курортами», - отметил он.
Появляются в регионе новые туристические объекты. В частности, собственник группы компаний «Улица бассейнов» Татьяна Денисова рассказала о планах строительства крупнейших в Европе термальных курортов, позволяющих принимать до полутора тысяч человек в час.
- Проекты разработаны, сейчас они проходят этап «упаковки» во франшизную сеть. Мы готовы любому инвестору предложить совместную работу, чтобы создать такой курорт. Расчеты показывают, что при инвестициях в 175 млн рублей и правильной загрузке проект выходит на окупаемость через 4 года, срок возведения 6 месяцев - заявила Денисова.
Валерий Томея, генеральный директор Златоустовской оружейной фабрики музея «Арсенал» — единственного в мире музея гравюры на металле — пригласил всех полюбоваться искусством мастеров фабрики, а искателей приключений искать золото Колчака, которое, по легенде, закопано в Златоусте. «Лопатами обеспечим», - пообещал директор музея.