. Дмитрий Циликин - главный редактор., Санкт-Петербургский творческий Союз журналистов
Карта СМИ
 
 E-mail: 
 Пароль: 
Зарегистрироваться


      

  Санкт-Петербург     09/12/2005  
Санкт-Петербургский творческий Союз журналистов | Дмитрий Циликин - главный редактор.

Интервью с Дмитрием Циликиным

rn

<Журнал должен выглядеть так, чтобы его хотелось читать>.

rn

ДП: Расскажите об истории создания журнала. Кто явился инициатором проекта?

rn

ДЦ: Мне позвонил мой знакомый и предложил  попробовать сделать журнал. Из наших предварительных разговоров стало понятно только то, что журнал будет бесплатно распространяться в дорогих фирменных поездах. А вот каким он должен быть - было совершенно непонятно. За первой встречей последовали совместные обсуждения его и моих представлений о том, что такое <хороший журнал>. После этого мы разработали план журнала - так называемую концепцию. Хотя я не люблю эти многозначительные, а на самом деле ничего не обозначающие слова. <Концепция>, <тема номера> - все это придумывают юноши и девушки, работающая в глянцевых журналах. Они говорят: <Тема номера - <Весна>. Или . Но когда я спрашиваю, каков функциональный смысл этих понятий, мне отвечают, что это-де <помогает структурировать изобразительный ряд>. Хотя, по-моему, вся эта терминология нужна только для того, чтобы повышать самооценку человека, ею пользующегося. Это, как писал Набоков, лишь инструменты, помогающие бездарности уважать самое себя. Поэтому я очень осторожно отношусь к терминам вроде <концепция>. Люди, не первый год работающие в СМИ, понимают, что концепция может быть какой угодно, но на самом деле хорошее издание - это сильные материалы, которые хорошо поданы. Всё. (Разумеется, <сильные> и <хорошо> - для той аудитории, на которую ориентировано издание.) Поэтому если у нас в номере будут два или три сильных материала, пять просто хороших и три кондиционных - получится хороший журнал. А когда в издании ни одного сильного материала, два кондиционных, а остальные в помойку, никакая, даже самая пышная концепция изданию не поможет, ибо этот продукт будет лишен содержания. Поэтому нашей задачей было определить адресатов журнала и придумать, как сделать так, чтобы эти люди начали его читать.
Рекламное наполнение - несомненно, совсем не моя забота. Но думаю, издатели имели в виду сделать продукт, представляющий интерес для рекламодателя. Однако - опять же: если человека не привлекает содержание, он и на рекламу не обратит внимания.
 
ДП: Вы упомянули, что уже ни один год работаете в СМИ. Откуда вы пришли в <Фирменный>?

rn

ДЦ: С декабря 1992 года я работал в газете <Час пик>, которая затем стала <Петербургским Часом пик>. Был корреспондентом, специальным корреспондентом, редактором отдела культуры. Ушел оттуда в апреле 2004-го. Кроме того, два с половиной года в Петербургской дирекции ВГТРК выходила программа, которую мы вели в очередь с Татьяной Москвиной. Программа называлась <Арт-экспресс>, а затем <Спешите видеть>. Кроме того, в 2004-м на <Эхе Петербурга> некоторое время выходила наша программа <Главный вопрос>.
Непосредственно в <Фирменный> я пришел из состояния free lancer'а. Во время своего <фрилансерства> сотрудничал с самыми разными изданиями: от Vogue и Elle до <Ведомостей>, <Времени новостей>, <Города> и <Делового Петербурга>.
Я автор книг <Вопрос ниже пояса> и <Письма полумертвого человека>. Вторую книгу мы написали вместе с Самуилом Лурье. Таков мой послужной список.

rn

ДП: Достаточно мобильная карьера. И телевидение, и радио, и печатная пресса.

rn

ДЦ: Я <играющий тренер> - в том смысле, что я в равной степени редактор и <пишущая единица>. В последнее время это уже не характерно для петербургских изданий. Могу по пальцам пересчитать пишущих редакторов: Сергей Балуев - журнал <Город>, Михаил Борисов, возглавлявший закрывшийся <Красный>... Сергей Зелинский, который сейчас редактирует газету <Метро>, безусловно, пером владеет, но писать, к сожалению, давно перестал.
 
ДП: В журнале <Фирменный> печатаются только авторские материалы?

rn

ДЦ: Пока объем журнала составляет не триста и даже не сто страниц, нет необходимости в каком-то не эксклюзивном контенте. Не предлагать читателю продукт б/у - форма уважительного к нему отношения.
 
ДП: Расскажите, кто пишет для <Фирменного>, кроме вас.

rn

ДЦ: Меня самого писать, конечно, никто не обязывает. Я делаю это по той простой причине, что у меня есть время. Вторая причина - возможно, иногда у меня для этого и больше возможностей. Например, третий номер <Фирменного> открывается большим интервью с Алисой Фрейндлих, которая известна тем, что интервью вообще не дает. В 1994-м <Известия> заказали мне интервью с Фрейндлих по случаю ее шестидесятилетия. И она, с присущей ей интеллигентностью и умом, отказала: <Поскольку всем дать интервью я не могу, а решать, кому давать, а кому нет, не считаю себя вправе, я приняла решение не давать его никому>. Издание - а это были, повторю, <Известия> - не имело значения. В случае с <Фирменным> я попросил дать мне интервью для некоего нового проекта, в котором участвую. И Алиса Бруновна согласилась, что для меня, конечно, честь и предмет гордости.
Мне кажется естественным, что, участвуя в таком интересном мне проекте как <Фирменный>, я инвестирую в него свои возможности как автора. У любого журналиста, много лет занимающегося одной темой, имеется некий inside.
Что касается круга авторов в целом - восемь лет работы в отделе культуры не прошли даром. Я имею счастливую возможность пригласить первые перья города, с которыми меня связывает многолетнее сотрудничество и дружба: Татьяну Москвину, Самуила Лурье и других. Когда редактор любит автора, любит его работу - тогда и возникает сильный текст. Раньше мое сотрудничество с авторами омрачалось факультативными гонорарами газеты <Час Пик>. Сейчас очень рад, что сложилась ситуация, когда наши авторы реализуют себя свободно, талантливо и к тому же небесплатно. Например, Самуил Аронович Лурье предоставил нам для третьего номера материал, который, надеюсь, в полном варианте будет опубликован в одной из его книг. У нас замечательный фотограф - Андрей Задорожный, работающий в том числе для дорогого глянца, но у нас это, так сказать, <глянец с человеческим лицом>.


rn

ДП: Относительно <Фирменного>. Я посмотрела два первых номера. Второй очень отличается от первого. Он стал не просто толще. В нем появились новые рубрики, оформление не кардинально, но изменилось. Дальнейшие изменения внутреннего содержания предвидятся?

rn

ДЦ: Несомненно. У нас есть учредители. После выхода номера наш маленький редакционный коллектив вместе с ними обсуждает, что получилось, а что получилось меньше - и как сделать, чтобы оно получилось больше. В рамках этого проекта сложилась необычайно благоприятная ситуация отсутствия какого бы то ни было диктата. Мы пытаемся создать некий синтез текста, картинки и верстки. И найти здоровый, никого не унижающий компромисс между коммерческими интересами и общей интеллигентностью тона.

rn

ДП: Когда идет обсуждение внутреннего содержания журнала, происходит ли столкновение мнений между вами как творческой составляющей проекта и учредителями как финансовой опорой журнала?

rn

ДЦ: Вы помните физические свойства воды? Вода, как известно, принимает форму предоставленного сосуда. Но - не поддается сжатию.
Пока мы ладим с руководством. Я считаю, все участники проекта обладают здравым смыслом. Если издатель говорит мне, что ему нужна некая рекламоемкая рубрика, я не отвечаю ему на это: <Подите прочь, какое дело поэту мирному до вас>. Разумеется, это было бы странно. Но при этом все понимают, что умножать то, что Томас Манн назвал <трагической необъятностью сферы банального>, - то есть пытаться копировать рекламно-гламурные издания, которыми перенасыщен рынок, просто глупо.

rn

ДП: Разговоры о конкурентах при обсуждении проекта были?

rn

ДЦ: Конкуренты - лучший стимул. Не секрет, что главный манок для читателя подобного рода изданий - интервью со звездами. Буду по-хорошему завидовать журналам, которые номинально являются нашими конкурентами, если у них в качестве героя номера появится звезды такого уровня как Алиса Фрейндлих, Максим Леонидов, Анна Ковальчук или (это наши дальнейшие планы) Валерий Гергиев, Анна Нетребко, Александр Сокуров. Однако у меня есть некоторые снования полагать, что, например, серьезное сотрудничество с Мариинским театром для наших так называемых конкурентов вряд ли осуществимо.

rn

ДП: Сразу же отпадают вопросы об отличительных особенностях вашего журнала на фоне конкурентов, о некоторой изюминке, что ли:.

rn

ДЦ: Изюминку мы не то чтобы не искали. Просто творчество - это сотворение чего-то, чего не было раньше. Понятно, что в нашем деле, хорошее - это новое. А что сочинится у талантливого человека, прогнозировать трудно - но важно помочь ему прийти в состояние, когда сочиняется.

rn

ДП: По-моему, очень трудно в современной ситуации найти что-то новое.

rn

ДЦ: Конечно, трудно. Все кому-то подражают. Например, во всех глянцевых изданиях есть ресторанная критика. Боле того, имеется масса профессиональных изданий в этой сфере.  Поэтому выдумать тут что-то новое, наверно, невозможно. Но я к счастью, давно сотрудничаю и дружу с историками и знатоками еды, которые сами консультируют профессионалов. То есть больше, чем они, в этом просто никто не разбирается. Естественно, что их материал - в рубрике, которая есть у всех, но у нас он будет наилучшим из возможных. Придумать новое или сделать нечто уже знакомое, но на максимально достижимом уровне качества - в этом я и вижу свою задачу как человека, отвечающего за контент.

rn

ДП: Каковы были первые отзывы читателей? И были ли они?

rn

ДЦ: Не могу сказать, что журнал произвел эффект разорвавшейся бомбы. Это было бы странно, и к этому нет никаких оснований. Во всяком случае, никто из потенциальных героев, увидев журнал, пока, к счастью, не сказал: <Знаете, это не мой журнал, и нечего мне там делать>. Смею надеяться, что - и не скажет.

rn

ДП: Журналы закрываются постоянно, но в последнее время эта тенденция особенно ярко просматривается в Петербурге. Из последних - <100% Красный>.

rn

ДЦ: Мне очень нравился этот журнал. Я с ними сотрудничал, написал для <Красного> несколько своих любимых текстов.
 
ДП: Если посмотреть со стороны, как вы расцениваете долговечность <Фирменного>?

rn

ДЦ: Ничего не понимаю в экономике и абсолютно не знаю, сколько в этот проект вкладывается средств, какую он приносит прибыль и т. д. Но я совершенно доверяю компетенции и квалификации людей, которые это знают. И, если уж смотреть совсем со стороны, - не вижу никаких противопоказаний (кроме форс-мажора) к тому, чтобы этот проект удался.

rn

ДП: Я считаю, что, с точки зрения читательского интереса, присутствие тех авторов, которых вы перечислили ранее, не дадут журналу кануть в Лету.

rn

ДЦ: Не только авторы, но и замечательные фотографы, специальные фото-проекты. Наш арт-директор, которая придумывает, как это все красиво подать. Мы же никакого велосипеда не изобретаем. Журнал должен выглядеть так, чтобы его хотелось читать.

Интервью взяла Плечева Дарья (декабрь, 2005 год,  Санкт-Петербург)
(С) Карта СМИ Санкт-Петербург.  

Материал принадлежит "Карта СМИ", перепечатка, копирование, публикация без авторизованного разрешения - не является законной, и может послужить поводом обратиться к нашим партнерам "Усков и Партнеры" ((812) 388-6217) для совершения необходимых действий по защите наших прав. Не воруйте.

Интервью Дмитрий Циликин, ,
Назад
Подробнее об источнике "Санкт-Петербургский творческий Союз журналистов"

Реклама  
Сайт
 Городов на сайте: 408 городов
 Компаний в базе данных: 9 476 компаний/СМИ
 Пресс-релизы: 248 269 пресс-релизов, добавить
 Рекламных баннеров (активных/всего): 0/201
 
Сейчас онлайн: 85
 Посетителей (Май): 5789 человек
 Клуб Карта СМИ: 10 403 человек, зарегистрироваться
  Rambler's Top100
  Добавить в избранное Добавить в избранное КАРТА СМИ
Телефон портала: Санкт-Петербург: +7(812) 321-60-40
e-mail manager@n-ec.ru
Портал принадлежит компании: Николаев Е:Консалтинг