Интервью с Анатолием Белкиным.
"Я делаю журнал для людей, которые в жизни прочитали хотя бы три книжки и, может быть, одну из них - чековую".
ДП: Первый вопрос о <Собаке>. Время какое-то уже прошло. Все более или менее утряслось. Как получилось, что ушли из <Собаки>?
АБ: Я <Собаку> придумал и пять лет на нее потратил. За пять лет вышло пятьдесят номеров. Мне сейчас пятьдесят лет, т.е. за каждый год по номеру <Собаки>. Сейчас <Собака> стала абсолютно мощной и самостоятельной. Жизнеспособной. Огромной фабрикой. Чудесный журнал. А меня всегда интересует новое. Я люблю сам начинать новое. Я не ушел из <Собаки>, я попрощался с <Собакой>. В последнем номере, который я редактировал, было мое прощание. Я специально довел дело до пятьдесят первого номера. В общем, все было мило и абсолютно по-европейски.
ДП: То есть расстались абсолютными друзьями.
АБ: Ну конечно. Они мне все время присылают приглашения, и мы им. Давно пора в этом городе все решать по-европейски. Мы как-то даже сделали специальную фотографию. Мы с Вероникой Белоцерковской обедаем в итальянском ресторане, она мне вручает последнюю <Собаку>, а я ей вручаю первый <Вещь.doc>.
ДП: Просто так получилось, что вы расстались с <Собакой> и создали журнал <Вещь.doc>, который не то, чтобы похож на <Собаку>: но аудитория у вас пересекается. То есть получается конкурирующее издание.
АБ: Но ведь не так много толстых петербургских журналов. Любой журнал будет конкурирующим. В какой-то мере. Но, если <Собака> в итоге оказалась таким блестящим колоссальным петербургским проектом. То <Вещь.doc> пойдет за Уральский хребет, в Нижний Новгород, в Самару. Это будет российский журнал.
ДП: Это у вас в проекте. Выход на федеральный уровень?
АБ: Это должно скоро случиться.
ДП: Но <Собака> тоже хотела выходить за границы Питера.
АБ: <Собака> есть в Москве. Ее в Москве любят. <Вещь.doc> тоже скоро в Москве появится.
ДП: Сейчас, насколько я знаю, <Вещь.doc> купить очень сложно.
АБ: Сейчас да. Потому что мы сконцентрировались сейчас не на массовой продаже, а на специальной массовой рассылке. Мы лежим в поездах, в хороших вагонах. Выкинуть журнал на прилавки - это же огромные финансовые вложения. Мы не можем это все так быстро организовать. Дойдет до этого.
ДП: В Петербурге журнал есть в бесплатном распространении?
АБ: Нет. Только в продаже. Я сам однажды купил <Вещь.doc> на станции метро <Горьковская>. Под рукой не было - пришлось купить. А то, что нас трудно найти - это плохо. Но мы скоро это исправим.
ДП: Идея создать <Вещь.doc> давно появилась?
АБ: Не знаю давно или недавно. Могу лишь сказать, что опять я придумал вроде бы неплохую историю. Когда человек рождается, его окружают вещи, живет - его окружает бесчисленное количество вещей и даже умирает среди вещей. <Вещь.doc> о взаимоотношении людей и вещей. Есть вещи, которые живут быстро - одноразовые стаканчики, к примеру. Есть, которые живут подольше - женские колготки. А есть вещи, как мой буфет - он жил до меня, и меня не будет, а он все будет продолжать жить. Интрига. Мы делаем тематические номера. В октябрьском номере главной темой стал чемодан. Но чемодан в широком смысле, потом было <Золото>, сейчас <Подарок>.
ДП: Знаете о том, что в Петербурге вышел новый журнал - . Тема их первого номера совпадает с темой вашего ноябрьского выпуска - золото.
АБ: Да, видел. Я не хочу сейчас об этом говорить ничего. Я жду, когда появиться следующий номер. Чем больше, тем лучше.
ДП: У журнала <Вещь.doc> достаточно молодая команда. Откуда к вам пришли люди?
АБ: У меня может быть единственное преимущество перед остальными в этом городе: я могу работать с лучшими. И я привык работать с лучшими. Например, наш дизайнер. С ним мы когда-то начинали первые пять или шесть номеров <Собаки>. Я его очень давно знаю. В общем, я приглашаю людей, которых я знаю. Но кроме этого, я стараюсь людям давать шанс. Пришел новый очень хороший мальчик. Он откуда-то из Томска. Вот посмотрите, у нас Яночка Милорадовская пришла в <Собаку> далеко не на руководящую должность. Теперь она редактирует журнал. Андрей Савельев сначала разгружал журналы в лифте, потом состоял в интеллектуальной группе, а теперь главный редактор <Time Out>. Видите, как у них все удачно получилось.
ДП: А до <Собаки> что было? Чем занимались?
АБ: Я же художник. До <Собаки> у меня были выставки в Русском музее, в Риме, в Нью-Йорке. А в прошлом году была огромная выставка в Государственном Эрмитаже. Она занимала шесть залов. Называлась она <Золото болот>.
ДП: И тут журналистика.
АБ: Я абсолютно не журналист. Я подхожу к журналу как к произведению искусства. Просто я люблю слово, и может быть у меня литературно воспитанное ухо. И кроме того, мои журналы отличаются тем, что я огромное внимание уделяю форме и дизайну. Соотношению текста и картинки. И качеству того и другого.
ДП: У <Вещь.doc> очень странная периодичность.
АБ: С Нового года мы будем выходить раз в месяц. Будет девять номеров в год и один сдвоенный. Просто сейчас пока мы зависим от рекламы. Например, летом рекламы нет, и поэтому бессмысленно делать три номера.
ДП: Я заметила, что с каждым новым номером в <Вещь.doc> становиться все больше и больше рекламы.
АБ: Так и должно быть. В перспективе рекламы будет много. Мне же нужно кормить редакцию. Сейчас для меня рекламы в <Вещь.doc> недостаточно. Хочу зарабатывать большие деньги. Хочу, чтобы люди, которые у меня работают, получали самые большие деньги в городе.
ДП: Сейчас журнал приносит прибыль?
АБ: О чем вы говорите? Как может приносить прибыль издание на четвертом номере. Через два года должен уйти в ноль. Это будет очень хорошая динамика. Пока все движется хорошо.
ДП: Из <Собаки> с вами ушло много людей?
АБ: Не ушло. Есть этика. Я никого не брал из <Собаки>. Эдуард Игнатьев давно не работал в <Собаке>. Из рекламного отдела девушка сама ушла, и полгода где-то работала - теперь она у нас. Так нельзя. Существует же профессиональная этика.
ДП: Первый номер <Вещь.doc> был в апреле. Сейчас вышел четвертый. Следующий когда будет?
АБ: 7 декабря. Он будет работать декабрь и январь.
ДП: Новый журнал создать сложно?
АБ: Я не начинаю неуспешных проектов. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Я как-то нюхом чувствую, что он вполне может долго жить. Нет смысла начинать и тратить такие огромные деньги, чтобы через полгода объявить о собственной несостоятельности.
ДП: Какова аудитория, на которую направлен <Вещь.doc>?
АБ: Это сложный вопрос. Я всегда говорю, что жизнь покажет. Стоит ли об этом говорить? Потому что я скажу, если я скажу, что журнал для домохозяек, а кого-то не учту. Я всегда говорю, что я делаю журнал для людей, которые в жизни прочитали хотя бы три книжки и, может быть, одну из них - чековую. И не слепых - зрячих, которые увидят красивую картинку.
ДП: О красивых картинках. Фотографы у вас свои?
АБ: Конечно, свои. Но не может такого быть, чтобы в существующем современном мире, человек не пользуется существующими информационными банками. Я считаю, что, когда делаешь собственный проект, то всего лишь 5% должно быть собственных. У нас, например, все съемки с Тибета свои. И не просто так, а из королевства Мустанг. Там было всего-то человек шестьдесят европейцев.
ДП: Когда вы покинули <Собаку>, ходили слухи по городу, что журнал закроется.
АБ: <Собака> на момент моего ухода была доведена до определенного высокого уровня организации. Журнал изменился без меня. Это хорошо. Журнал должен меняться. Он изменился в сторону пестроты и легкости. Рынок это очень хорошо принимает. <Собака> больше рассчитана на то, чтобы человек взял его в руки на пять минут, прочитал текст, посмотрел картинку. Я хочу, что бы <Вещь.doc>, где статьи Аркадия Ипполитова, где статьи Боровского,- человек хотя бы пятнадцать минут почитал.
ДП: <Вещь.doc> уже больше похож на журнал, который можно прочитать, поставить на полку, и к нему потом возвращаться. Например, к <Энциклопедии важнейших вещей>, составленной вами.
АБ: Сейчас мы отказались от этого, потому что решили, что уж слишком много Белкина в одном журнале.
ДП: Но светскую хронику, вы все же ввели.
АБ: Да, но это своеобразная светская хроника. Она называется <Сотовые связи>. Она и оформлена соответствующим образом, в виде сот. Потому что все эти тусовки действительно напоминают пчелиный рой.
ДП: Какие проекты сейчас поддерживает <Вещь.doc>?
АБ: Мы скоро будем спонсорами <Ночи пожирателей рекламы>. Мы поддерживали St. Peterburg Open. Много всего. Работает PR отдел, и я им очень доволен. Подождите, скоро запустим какие-нибудь дирижабли. Скоро полгорода оденут майки с нашим логотипом. Автобусы с нашей рекламой уже ездят.
ДП: Насколько грандиозные планы у редакции журнала?
АБ: Нужно просто стараться делать каждый номер чуть лучше, чем предыдущий. Неизвестно, получиться или нет, но стараться надо. Потом нужно, чтобы каждая страница была неожиданной. При легкости навигации, журнал все-таки должен быть всегда неожиданным, хорошо спланированным и ярким.
ДП: Трудно попасть в штат редакции <Вещь.doc>?
АБ: Ко мне попасть трудно, но одновременно и легко. Один молодой человек прислал мне тексты, я их прочитал, перезвонил ему через час, и теперь он постоянный автор <Вещь.doc>. Вот и все.
ДП: Сейчас вокруг так много изданий закрывается. С <Красным> непонятная история. <Птюч> был в Москве. Тоже сейчас не существует. Какой-то период они есть, а потом о них уже никто не помнит.
АБ: Это жизнь. Вот магазин, вот его нет. На его месте другой. Так и должно быть. Никакой трагедии в этом нет.
ДП: <Вещь.doc> - это долгосрочный проект?
АБ: Абсолютно. Знаете, когда мы с Вероникой Белоцерковской показали первый номер <Собаки> и сказали, что этот проект надолго, все ухмыльнулись.
ДП: Помню первый номер <Собаки>. Альбомного формата.
АБ: Было такое, но, к сожалению, рынок его не принял. В ларьках сказали: <А как мы его ставить будем? Он будет проваливаться>. Мы вообще хотели делать его на плохой бумаге, почти оберточной. Чисто артистические проекты не проходят. Рынок отвергает их. К сожалению. Например, на западе существует рынок редкой книги. У нас этого нет. То же самое с журналом. Здесь нужно всегда проходить по лезвию. Нужно, с одной стороны, делать издание в общепринятом формате, а, с другой стороны, наполнять его чем-нибудь отличным от всех других.
ДП: Приложения у <Вещь.doc> будут?
АБ: Может быть. Рано об этом говорить. Возможно издательский дом станет крупным. Пока все силы и время уходят на то, чтобы сделать его жизнеспособным. Чтобы он мог работать даже когда меня две недели нет. Пока так не получается.
ДП: Людей нужно будет для этого больше привлекать.
АБ: Справимся. Уже много народу. Человек тридцать. Этого достаточно.
ДП: В журнале вы совмещаете две должности: главного редактора и арт-директора.
АБ: Арт-директор занимается тем, что отбирает иллюстративный материал. Сто процентов иллюстраций проходят через меня. Кроме того, я делаю лицо этого журнала. Я слежу за каждым миллиметром, за всеми пропорциями. Когда журнал сдается в печать, я вообще перемещаюсь к дизайнерам. Это мой цех.
ДП: Сейчас вообще на журнальном рынке в Петербурге происходит что-то странное.
АБ: Очень много европейских изданий. Мировых брендов. Монстров, в хорошем смысле слова. Что касается отечественных, то их почти нет. А петербургских еще меньше. Вот и исправляем ситуацию.
Интервью взяла Плечева Дарья (ноябрь, 2005 год, Санкт-Петербург) (С) Карта СМИ Санкт-Петербург.
Материал принадлежит "Карта СМИ", перепечатка, копирование, публикация без авторизованного разрешения - не является законной, и может послужить поводом обратиться к нашим партнерам "Усков и Партнеры" ((812) 388-6217) для совершения необходимых действий по защите наших прав. Не воруйте.
|