. Т.Болдинг - генеральный директор WAN, ГИПП
Карта СМИ
 
 E-mail: 
 Пароль: 
Зарегистрироваться


      

  Москва     30/05/2006  
ГИПП | Т.Болдинг - генеральный директор WAN

В этом году Всемирная газетная ассоциация выбрала Москву местом проведения своих мероприятий. Чем был обусловлен этот выбор? Наилучшими условиями? Наилучшими партнерами? Наилучшими перспективами? Возможно, были и другие причины? Было бы интересно о них узнать.

Всемирная газетная ассоциация (WAN) выбрала Москву местом проведения 59-го Всемирного газетного конгресса, 13-го Всемирного форума редакторов и Выставки Info Services Expo 2006 по ряду причин.

Пожалуй, наиболее важная из них состоит в том, что нас будет принимать высокопрофессиональная, очень энергичная и активная членская организация. Связи между Гильдией издателей периодической печати (ГИПП) и WAN, существующие уже более десятка лет, доказали, что эта ассоциация прекрасно представляет газеты, издателей и редакторов, неустанно работает в интересах развития российской печати. ГИПП не жалела ни времени, ни сил, чтобы стать уникальным каналом распространения знаний и информации WAN в России, поддерживать русскоязычную версию нашего web-сайта, переводить и распространять наши основные исследовательские программы и отчеты о тенденциях и самых передовых достижениях в мировой газетной отрасли, а также, для того, чтобы помочь сотням российских работников печати принять участие в организуемых нами международных форумах. Одна из последних инициатив ГИПП состояла в открытии специального сетевого форума (веблога) для руководителей печатных СМИ, благодаря которому российские редакторы могут получать самую свежую информацию по всем важнейшим вопросам, связанным с проблемами и методами управления редакциями.

Во-вторых, WAN считает, что проведение этих мероприятий в России станет важным делом в активной поддержке развития сильной, свободной и независимой прессы в вашей стране. Сейчас образ России - или лучше сказать Кремля и президента Путина - во всем мире выглядит неважно. Все сходятся во мнении, что попытки создания независимых СМИ, являющихся критически важным элементом для развития демократии, наталкиваются на препятствия. До тех пор пока руководители России не осознают, что это наносит вред репутации вашей страны, и не примут решительные меры для поддержки и содействия формированию прессы, экономически независимой от государства и свободной от его влияния и давления, нет надежды на то, что Россия будет восприниматься в международных отношениях как великая держава. По мнению WAN, Россия в своей новейшей истории оказалась на перепутье: сейчас перед ней стоит выбор между продолжающимся сползанием к авторитарному правлению, нетерпимому к проявлениям критики, или переходом к просвещенной и сильной демократии, обеспечивающей гражданам и СМИ возможность сказать свое слово в решении национальных проблем. Не переоценивая свои возможности, WAN надеется дать еще один стимул российским издателям и журналистам в борьбе за свое право - и право всех граждан России - не принимать безоглядно любые действия властей без боязни серьезных последствий.

В-третьих, следует сказать, что для издателей и редакторов по всему миру Москва и Россия все еще остаются "целиной", и им будет интересно увидеть своими глазами, как развивается ваша великая страна, спустя пятнадцать лет после падения Советской империи.

Около двух лет назад вы говорили, что нельзя выводить степень свободы прессы из уровня экономического развития страны и что результаты исследований утверждают: страна развивается быстрее в любом отношении, если в ней действует свободная пресса. Не могли бы вы сказать, какие страны сегодня, в первую очередь, соответствуют этой замечательной формуле?

Я не могу точно вспомнить высказывания, на которые вы ссылаетесь. Однако я могу утверждать, что существует весьма четкая корреляция между благосостоянием страны, ее экономическим ростом и политической стабильностью, с одной стороны, и степенью независимости СМИ, с другой. Взгляните на беднейшие страны на Земле и на уровень свободы в них. Там где журналисты - и, разумеется, обычные граждане - имеют лишь самые минимальные возможности для выражения своего мнения и участия в демократических дискуссиях, там - и в этом легко убедиться - царят крайняя нищета и людские страдания. Среди десятка очевидных примеров упомяну Судан, где в течение нескольких последних лет население страдает от ужасающей бедности и насилия, и где журналистам закрыт доступ к наиболее важным очагам конфликта. Совершенно очевидно, что имей пресса возможность свободно информировать общественность о том, что происходит в Дарфуре, скорее всего, трагедии там можно было избежать. Свободные СМИ могут предотвращать и предотвращают голод, свободные СМИ могут разоблачать и разоблачают коррупцию в органах власти и тем самым помогают решать самые различные проблемы. Страны, находившиеся под гнетом тоталитарных или авторитарных режимов, где пресса подвергалась жесткому давлению, продемонстрировали удивительные по своей динамике возрождение и рост после того, как ограничения на деятельность медиа были сняты. Возьмем в качестве примера Южную Корею, которая оставалась бедной страной, пока в результате политической либерализации в конце 1980-х годов в ней не сформировалась сильная, свободная и независимая пресса. Каков же итог? Фантастически быстрый рост экономики, который привел страну в "клуб" ведущих экономик мира. Похожие процессы наблюдаются на Тайване, а также в Бразилии, хотя невозможно отрицать существование в этой огромной стране серьезных экономических проблем. В обоих случаях за ненасильственно революционным переходом к политической свободе и независимости СМИ следовал быстрый рост экономики.  

Конспект Вашего доклада на московской выставке-конференции <Издательский бизнес / Publishing Expo-2005> осенью минувшего года был опубликован в журнале <Журналист> и вызвал огромный интерес читателей. Вы ответили на многие вопросы, которые стояли перед российскими газетчиками. И тут же возникли новые вопросы. Например, такой: <Если с онлайн проектами газет всё становится очевидным даже для консерваторов, то в чём перспектива новых мобильных услуг, <обещающих газетным издателям большие прибыли>? Что конкретно Вы имели в виду под понятием <мобильные услуги>?

На наших глазах происходит "мобильная революция", и ее последствия для СМИ еще трудно предугадать. Оглянитесь вокруг и вы увидите, что мобильники стали буквально вездесущими. Молодежь и пожилые люди, на улице, в офисе и дома часами говорят по телефону, или  всё больше и дольше не отрывают взгляд от их экранов. Теперь с помощью мобильных устройств можно узнать новости, "порыться" в Интернете, послушать радио или посмотреть телепрограмму. Мобильные телефоны находятся вместе с нами и днем и ночью. Всё большее число газет по всему миру начинает осознавать, что мобильный телефон превращается в новую и важнейшую платформу для распространения новостей и информации, будь то в письменной, аудио или визуальной форме. Они действуют так, чтобы предоставить слушателям/зрителям соответствующий контент и извлечь из этого выгоду.

В своём докладе Вы оставляли главный рекламный магнит у телевидения, затем шли газеты, и далее предполагался (в ряде стран) определённый рост доходов от рекламы в интернете. Но вот в России принят новый закон о рекламе - и рекламодатель обратил пристальное внимание на интернет. В какие, на Ваш взгляд, интернет-издания в первую очередь пойдут деньги рекламодателя: в новые онлайновые или в сайты, несущие старые газетные бренды?

Не будет ошибкой сказать, что объем рекламы в интернете растет как на дрожжах, поскольку рекламодателей всё больше и больше привлекают и сама эта среда, и ее потенциальные возможности. Реклама в Сети пока еще находится в стадии эксперимента, но в нее уже вкладываются значительные суммы. Очевидно, что "старые" газеты имеют "фору" в привлечении всех этих денег к своим сайтам, при условии, что они смогут обеспечить требуемый уровень интереса и объем трафика. Газетным сайтам, если они будут оставаться гибкими и изобретательными, не стоит сильно опасаться "новых онлайновых изданий", поскольку они могут рассчитывать на лояльность читателей своего бумажного издания.

Российский профессиональный журнал <Журналист> реально помог многим изданиям информацией в популярном раздела <Идеи газетного бизнеса>. Многие газеты, благодаря опыту коллег, преодолели кризисы, которые казались непреодолимыми, и по-новому выстроили свою работу. Как Вы относитесь к тому, чтобы дополнить этот замечательный раздел международной информацией от WAN?

Как я уже говорил выше, WAN установила прекрасные конструктивные взаимоотношения со своим российским членом -  ГИПП. Эта организация прекрасно справляется с тем, чтобы информировать российские газеты обо всех самых интересных и успешных достижениях в газетном мире по всему земному шару. Поскольку WAN является ассоциацией ассоциаций, ее главная задача состоит в том, чтобы оказывать содействие национальным организациям типа ГИПП в формировании вектора развития отрасли. Мы уже трудимся совместно над несколькими проектами в этой области, которые улучшат систему сбора и распространения отраслевой информации; создадут необходимую среду для распространения печатной продукции по подписке и в розницу, а также будут способствовать продвижению газет как эффективного средства коммуникации и для читателей,  и для рекламодателей.

Вы неоднократно говорили о старении читательской аудитории. Но мы отмечаем также старение журналистских кадров в качественных изданиях. Журнал <Журналист> более полутора лет назад открыл раздел <Клуб молодого журналиста>, который стал стартовой и экспериментальной площадкой для многих молодых людей, живущих как в России, так и за её пределами. В Клубе не только стихийно формируется комплекс морально-этических ценностей современной журналистики, но и налаживаются связи между будущей элитой журналистики. Есть ли подобный опыт в других странах?

Ваша инициатива представляется очень интересной. Мне неизвестно о подобных проектах в других странах - возможно, что в этом случае нам есть чему поучиться у России. По всему миру реализуется ряд программ, многие из которых поддерживаются WAN. Эти программы должны помочь молодежи понять, как устроен медиа-бизнес, или даже стать журналистами в собственных учебных заведениях, выпуская там газеты с помощью профессиональных репортеров. Такие программы часто создаются в рамках проекта под названием "Газеты в образовании" (Newspapers in Education), цель которого - сформировать у молодежи интерес к прессе с самого раннего возраста.

Есть тенденция не только перехода бумажных газет в интернет, но и попытки выйти из интернета на <бумажный> газетный рынок. Такую программу наметил в России серьёзный деловой ресурс <Росбизнесконсалтинг> (www.rbc.ru), который считает,  что, благодаря этому сможет отрезать ещё один кусок от рекламного пирога. Насколько такая тенденция характерна для других онлайновых СМИ?

Это действительно так: некоторые издания, которые начинали выходить онлайн, со временем стали выпускать бумажные версии своего продукта. Я бы не сказал, что это явление носит массовый характер. Причина проста: большинство успешных интернет-изданий "выросли" из печатной периодики, а число успешных собственно интернет-изданий, предназначенных для широкой публики, остается крайне ограниченным.

За несколько последних лет популярность веблогов в сети невероятно возросла. Компания GOOGLE отметила, что слово <блог> было одним из самых запрашиваемых в минувшем году. Не значит ли это, что у <индивидуальной журналистики> (иногда говорят даже о <новой народной журналистике>) есть перспективы в том числе и на рынке бумажных изданий?

Я с большой осторожностью (если не сказать с раздражением) отношусь к тем явлениям, которые принято называть блогами и народной журналистикой. Разумеется, интересно и замечательно, что люди хотят высказаться, поспорить с другими или обменяться не очень важной информацией, связанной с их личными интересами. Однако можно ли назвать эту деятельность журналистикой? Не возникает ли здесь путаницы? Если без иронии, то для общества, вероятно.

Интервью Т.Болдинг, ,
Назад
Подробнее об источнике "ГИПП"

Реклама  
Сайт
 Городов на сайте: 408 городов
 Компаний в базе данных: 9 476 компаний/СМИ
 Пресс-релизы: 248 269 пресс-релизов, добавить
 Рекламных баннеров (активных/всего): 0/201
 
Сейчас онлайн: 85
 Посетителей (Апрель): 5789 человек
 Клуб Карта СМИ: 10 403 человек, зарегистрироваться
  Rambler's Top100
  Добавить в избранное Добавить в избранное КАРТА СМИ
Телефон портала: Санкт-Петербург: +7(812) 321-60-40
e-mail manager@n-ec.ru
Портал принадлежит компании: Николаев Е:Консалтинг